Неужели мы стали рабами Интернета?

https://www.theafricareport.com/55963/have-we-become-slaves-to-the-internet/

Опубликовано 21.12.2020 16:18, обновлено 22.12.2020 12:38

Всего за два десятилетия Интернет стал новым наркотиком и средством господства, используемым неолиберальными гигантами, такими как Google, Facebook или Netflix, а также растущим числом стран.

Мы не будем воспевать доинтернетный мир. Те, кто был рядом до него, знают, что этот технологический инструмент изменил все, часто к лучшему. Мы до сих пор помним, наряду с тысячей других трудностей, препятствия, которые нужно было преодолеть, чтобы получить доступ к самой базовой информации, эти упрямые факсимильные аппараты или то, как долго письмо должно было пройти через весь мир.

Нет, раньше было не лучше, по крайней мере, в этом аспекте нашей жизни. Интернет радикально изменил нашу жизнь, позволив нам работать, общаться и развлекаться одним нажатием кнопки. Это также дает нам богатство знаний, доступных каждому в любой момент. Чего еще можно желать?

Но сегодня, после более чем двух десятилетий использования Интернета, мы должны задать себе фундаментальный вопрос: служит ли Интернет освобождению или превращению нас в добровольных рабов? Превратился ли этот инструмент освобождения в инструмент господства?

Виртуальный наркотик

Блестящая и важная книга на эту тему — «Непреодолимая сила: рост вызывающих привыкание технологий и бизнес, удерживающий нас на крючке » Адама Альтера, профессора маркетинга Нью-Йоркского университета. Он говорит нам, что Интернет — это новый вид наркотиков, который , хотя и нематериален и виртуален, имеет не менее пагубные последствия. Более половины населения развитого мира зависимы от своих смартфонов, электронной почты, видеоигр, Facebook, Instagram или Netflix.

Конгломераты, владеющие этими продуктами, разрабатывают изощренные стратегии, направленные на использование недостатков человеческой психики (самовлюбленность, поиск подтверждения и т. д.) с целью сделать их буквально неотразимыми. Они создают то, что психологи называют «поведенческой зависимостью» , т. е. «зависимостью, при которой объектом зависимости является не психотропный продукт, а поведение». Таким образом, «наркоман» уже не может обходиться без Интернета и сопутствующих ему продуктов. Это становится смыслом его существования, и он больше не может себя контролировать. Последствия могут быть катастрофическими: изоляция, депрессия, несчастье или финансовый крах для тех, кто пристрастился к онлайн-гемблингу.

Слово «наркотик» может показаться чрезмерным, но это правильное слово. Вам нужно всего несколько часов побродить по социальным сетям, чтобы понять, что эти сайты сводят нас с ума. Есть те, кто меняет фотографию своего профиля каждый день, те, кто чувствует необходимость комментировать текущие события каждые десять минут, или те, кто использует это как способ выговориться. Он выявляет некоторые из худших черт человечества, такие как вуайеризм и эксгибиционизм, создавая цирк бесстыдных эгоистов, отправляющихся в бесконечный поиск удовлетворения своей жажды фальшивого восхищения.

Социальные сети напоминают нам о романе Симоны де Бовуар « Прекрасные образы », ​​в котором исследуется парадокс тех, кто создает некий прекрасный образ себя для внешнего мира, все время маскируя свое отчаяние и одиночество. Эти образы, созданные для того, чтобы вызывать восхищение и зависть окружающих , в некотором смысле являются современными богами. Они поощряют нарциссизм и чувство триумфа, возникающее от чужого покоряющего взгляда.

Неолиберальная колонизация

Становится хуже. Этот наркотик точно никого не убивает, по крайней мере, напрямую. На самом деле, его можно даже считать безвредным. Однако важно изучить влияние этого препарата на сознание, которым манипулируют, в контексте неолиберальной экономики, основанной на желании.

Как вызвать желание у человека — это то, что изучают такие корпорации, как Google, Facebook и Netflix, и учатся манипулировать ими. Человек, проводящий большую часть своего времени в виртуальной экосистеме, отдает свое воображение, наш самый сокровенный и мощный инструмент, машинам. Они дают этим конгломератам ключи к своей душе, которые, в свою очередь, используют эту драгоценную информацию для заработка.

Разблокировка этого желания — необходимый шаг к превращению человека в потребителя и энергичного солдата капитализма. Знать свое желание, то, что в сердце, значит уметь направить его на другие желания. Мы должны спросить себя, действительно ли мы свободны делать свой собственный выбор. Кто решает, как мы относимся к миру, когда пытаемся управлять им и приручать его? Понятно, что эта колонизация нашего воображения и тела лежит в основе неолиберального экономического проекта.

Антиутопические ландшафты безопасности

Однако есть и более серьезные проблемы. Сегодня мы наблюдаем возникновение полноценного антиутопического ландшафта безопасности, в котором страны разрабатывают откровенно тоталитарные системы контроля . Он состоит, в частности, с помощью ИИ, в записи и наблюдении за малейшими движениями и наклонами каждого человека. Надо, как писал Фуко, следить и наказывать. Уже недостаточно просто шпионить за телами. Нужно также шпионить за душами, внедряться в них, проникать в сокровенное каждого существа, чтобы буквально украсть их мечты.

Это не научная фантастика. Судьба уйгуров, более миллиона которых содержатся в лагерях «перевоспитания» в Китае, является прекрасной иллюстрацией этого. По словам журналистки Сильвии Лассер, цитируемой в статье, опубликованной французским новостным сайтом Mediapart , «государство создало огромные, гигантские базы данных, где оно записывает данные ДНК, лица и профили каждого человека». Немецкий журналист Кай Стритматтер сказал в той же статье: «Синьцзян — это лаборатория. Одним из самых мощных инструментов массовой слежки является Интегрированная платформа совместных операций (IJOP) — система, построенная на основе искусственного интеллекта, которая собирает данные обо всех гражданах и чьи алгоритмы затем предупреждают о присутствии потенциальных подозреваемых».

Опасно полагать, что эти антиутопии являются исключительной прерогативой тоталитарных стран. Они у нас на пороге. Они ждут нас. Пришло время человека-машины. Мы все подобны Джозефу К., виновному в преступлении, о котором мы ничего не знаем, и все же приговоренному к смерти. Я начал эту статью с того, что сказал, что Интернет — это глобальная положительная тенденция, и мы не можем вернуться назад. Однако этот чудесный инструмент также используется для новых и менее изощренных форм господства.

Люди с тех пор, как они существуют, мечтали об абсолютной власти. Такая сила, которая позволила бы одному доминировать над другим и полностью приручить его. Однако человечеству осталась непреодолимая граница нашего сознания, непреодолимая и решительно свободная. Реализация этой фантазии теперь в пределах досягаемости . Поэтому трагическая ирония заключается в том, что мы часто становимся добровольными жертвами этого порабощения. Мы наркоманы нового рабства.

Умар Тимол
Маврикийский поэт и писатель.