Джон Грей: Является ли человеческий прогресс иллюзией?


Британский историк Джон Грей(р. 1948 г.), заключает: [43]

Вера в освобождающую силу знания зашифрована в современной жизни. Опираясь на некоторые из древнейших европейских традиций и ежедневно подкрепляясь ускоряющимся развитием науки, от него нельзя отказаться волевым усилием. Взаимодействие ускоряющегося научного прогресса с неизменными человеческими потребностями — это судьба, которую мы, возможно, можем смягчить, но не можем преодолеть … Тем, кто придерживается возможности прогресса, нечего бояться. Иллюзия, что с помощью науки люди могут переделать мир, является неотъемлемой частью современного состояния. Возобновляя эсхатологические надежды прошлого, прогресс есть иллюзия с будущим.


«Соломенные псы — это атака на бездумные убеждения думающих людей».
— Джон Грей

Нам нравится думать, что течение истории — это неумолимый марш от варварства к цивилизации, когда люди «продвигаются» от одной стадии к другой посредством постепенного процесса просветления. Современные гуманисты, такие как Стивен Пинкер, решительно выступают за этот метод мышления .

Но так ли это на самом деле? Это реальность ?

Одним из ведущих противников этого типа мышления был английский писатель и философ Джон Грей , своеобразный автор таких книг, как « Соломенные псы: мысли о людях и других животных» , «Душа марионетки » и «Молчание животных ».

Для Грея понятие «прогресс» ближе к иллюзии или, что еще хуже, к заблуждению современности. Цивилизация — это не постоянное состояние бытия, а нечто, что может быстро отступить во время стресса .

Он излагает свою основную идею в предисловии к «Соломенным псам» :

«Соломенные псы» — это атака на бездумные убеждения думающих людей. Сегодня либеральный гуманизм обладает всепроникающей силой, которой когда-то обладала религия откровения. Гуманисты любят думать, что у них рациональный взгляд на мир; но их основная вера в прогресс — суеверие, более далекое от правды о человеческом животном, чем любая из мировых религий.

Вне науки прогресс — это просто миф. У некоторых читателей «Соломенных псов» это наблюдение, похоже, вызвало моральную панику. Конечно, спрашивают они, никто не может подвергнуть сомнению главный символ веры либеральных обществ? Без этого мы не отчаиваемся? Подобно дрожащим викторианцам, боящимся потерять веру, эти гуманисты цепляются за изъеденную молью парчу прогрессивной надежды. Сегодня верующие более свободомыслящие. Загнанные на обочину культуры, в которой наука претендует на власть над всем человеческим знанием, они должны были развивать способность сомневаться. Напротив, светские верующие, крепко держащиеся общепринятой мудрости того времени, находятся во власти непроверенных догм.

И что, скажите на милость, это догмы? Их много, но центральным из них должно быть то, что человеческий ход науки и техники приносит пользу миру. Грей не так уверен: он считает, что наука и технология увеличивают человечество «бородавки и все такое».

Наши инструменты позволяют нам летать на Луну, а также убивать друг друга с большим рвением. К ним не привязана мораль.

В науке рост знаний носит кумулятивный характер. Но человеческая жизнь в целом не является кумулятивной деятельностью; то, что приобретено в одном поколении, может быть утрачено в следующем. В науке знание — это чистый бог; в этике и политике это так же плохо, как и хорошо. Наука увеличивает человеческую силу — и преувеличивает недостатки человеческой природы. Это позволяет нам жить дольше и иметь более высокий уровень жизни, чем в прошлом. В то же время это позволяет нам разрушать друг друга и Землю в большем масштабе, чем когда-либо прежде.

Идея прогресса основывается на вере в то, что рост знаний и развитие видов идут рука об руку — если не сейчас, то в долгосрочной перспективе. Библейский миф о падении человека содержит запретную истину. Знание не делает нас свободными. Он оставляет нас такими, какими мы всегда были, жертвами всякого рода глупостей. Та же истина содержится в греческом мифе. Наказание Прометея, прикованного к скале за кражу огня у богов, не было несправедливым.

Грей придерживается довольно еретического взгляда на саму технологию, указывая на то, что никто на самом деле не контролирует ее разработку или использование; делая человечество как группу ближе к подданным, чем к хозяевам. Технологии одновременно и приносят пользу, и являются постоянным источником трагедий, потому что они используются людьми, склонными к ошибкам.

Те, кто игнорирует разрушительный потенциал технологий будущего, могут делать это только потому, что игнорируют историю . Погромы так же стары, как христианский мир; но без железных дорог, телеграфа и ядовитого газа Холокоста не могло бы быть. Всегда были тирании; но без современных средств транспорта и связи Сталин и Мао не смогли бы построить свои ГУЛАГи. Самые страшные преступления человечества стали возможными только благодаря современным технологиям.

Есть более глубокая причина, по которой «человечество» никогда не будет контролировать технологии. Технологии — это не то, что человечество может контролировать. Это как событие, постигшее мир.

Как только технология входит в человеческую жизнь — будь то огонь, колесо, автомобиль, радио, телевидение или Интернет — она меняет ее так, как мы никогда не сможем полностью понять.

[…]

Нет ничего более банального, чем сожалеть о том, что нравственный прогресс не поспевает за научными знаниями. Если бы мы были более разумными и более нравственными, мы могли бы использовать технологии только в благих целях. Мы говорим, что проблема не в наших инструментах, а в нас самих.

В каком-то смысле это правда. Технический прогресс оставляет нерешенной только одну проблему: хрупкость человеческой природы. К сожалению, эта проблема неразрешима.

Это напоминает идею Гаррета Хардина о том, что никакая система, какой бы продвинутой она ни была в техническом отношении, не может быть безупречной, потому что человек, находящийся в ее центре, всегда подвержен ошибкам. (Наши технологии, в конце концов, ориентированы на наши нужды.) Даже если мы создаем технологии, которым «мы не нужны» — мы все равно ошибаемся.

Настоящая проблема Грея с идеей морального прогресса, технического прогресса и научного прогресса заключается в том, что они, даже если бы они были реальны, были бы бесконечными. В современной концепции мира, в отличие от древнего прошлого, где все представлялось цикличным, рост не имеет естественной точки остановки. Это просто бесконечный путь к небесам. Это проявляется в нашем постоянном презрении к праздности.

Нет ничего более чуждого нынешнему веку, чем праздность. Если мы думаем отдохнуть от наших трудов, то только для того, чтобы вернуться к ним.

Думая так высоко о работе, мы заблуждаемся. Немногие другие культуры когда-либо делали это. Почти на протяжении всей истории и всей предыстории работа была унижением.

Среди христиан только протестанты когда-либо верили, что труд попахивает спасением; работа и молитва средневекового христианского мира перемежались с праздниками. Древние греки искали спасения в философии, индийцы в медитации, китайцы в поэзии и любви к природе. Пигмеи африканских тропических лесов — ныне почти вымершие — работают только для удовлетворения повседневных потребностей и проводят большую часть своей жизни в безделье.

Прогресс осуждает праздность. Работа, необходимая для спасения человечества, огромна. На самом деле оно безгранично, поскольку по мере достижения одного плато достижений вырисовывается другое. Конечно, это только мираж; но худшее в прогрессе не то, что это иллюзия. В том, что оно бесконечно.

Далее Грей сравнивает наши представления о прогрессе с Сизифом, вечно толкающим в гору самых смелых.

Он интересный мыслитель, Грей. Во всех его работах, хотя он, безусловно, ставит под сомнение наши нынешние способы либеральной прогрессивной мысли и, безусловно, не является религиозным человеком, можно найти только намеки на предлагаемое «лучшее» мировоззрение. Никогда нельзя быть уверенным, верит ли он вообще в «лучшее».

Ближе всего к совету исходит из заключения к его книге «Молчание животных» . В чем смысл жизни, если не в прогрессе? Просто посмотреть. Просто быть человеком. Созерцать. Мы должны относиться к человеческой жизни так, как всегда.

Безбожное созерцание — более радикальное и преходящее состояние: временная передышка от слишком человеческого мира, когда в голове нет ничего особенного. В большинстве традиций созерцательная жизнь обещает избавление от человеческого бытия: в христианстве конец трагедии и проблеск божественной комедии; в пантеизме Джефферса уничтожение себя в экстатическом единстве. Безбожный мистицизм не может избежать финальности трагедии, сделать красоту вечной. Он не растворяет внутренний конфликт в ложной тишине любого океанического спокойствия. Все, что он предлагает, это просто быть.

Нет спасения от того, чтобы быть человеком. Но никакого искупления не требуется.

В конце концов, чтение Грея — хороший способ бросить себе вызов; думать о мире по-другому и проверять свои догмы. Даже самый любимый из всех.


Интервью с Джоном Греем: «Человеческий прогресс — это ложь»

https://www.vice.com/en/article/qbwqem/john-gray-interview-atheism

Известный политический философ, писатель и постоянный автор журналов «Гардиан» и «Новый государственный деятель» Джона Грея в своей последней книге рассказывает о том, что идея человеческого прогресса — чушь собачья, а мы все еще просто дикие звери с несколькими причудливыми игрушками.

Йоханнес Нидерхаузер 28 марта 2013 г., 19:00

Разве мы, люди, не прошли такой долгий путь? Только за последние 200 лет нам удалось отменить рабство (переместив его на потогонные предприятия Третьего мира), избавить нашу жизнь от промышленного загрязнения (переместив его на фабрики Третьего мира) и установить мир, права человека. , и демократию в разные неосвоенные глубинки через долгие, бессмысленные, кровавые конфликты.

Мы на самом деле сверкающий бриллиант в ветхой глыбе угля, которой является современный мир, и любой, кто не вкусил этической сладости западного прогресса, наверняка скоро это сделает, предположительно, посредством длительных бомбардировок. У нас есть ягоды асаи Fair Trade, высокоскоростной интернет и всплывающие резинки для волос; мы все еще греемся в лучах Просвещения, в то время как остальной мир волочит свои ноги через темные века.

Последняя книга Джона Грея , известного политического философа, автора и регулярного автора статей в Guardian и New Statesman , о том, что все это чушь собачья. «Молчание животных» касается щекотливой темы человеческого прогресса, который, как утверждает Грей, является мифом. Учитывая тот факт, что в области науки, медицины и техники, похоже, произошел настоящий прогресс, меня это немного смутило, поэтому я позвонил ему для объяснений.

VICE: Прежде всего, не могли бы вы объяснить, что вы подразумеваете под термином « прогресс» и почему вы считаете его мифом?
Джон Грей: В своей новой книге я определяю прогресс как любой кумулятивный прогресс, так что то, что было достигнуто в какой-то момент, становится основой для последующих достижений, которые со временем становятся все более и более необратимыми. В науке и технике прогресс — это не миф. Однако миф состоит в том, что прогресс, достигнутый в науке и технике, может происходить в этике, политике или, проще говоря, в цивилизации. Миф состоит в том, что достижения цивилизации могут стать основой для постоянного кумулятивного улучшения.

У вас есть примеры, подтверждающие это?
Возьми рабство. Если вы добьетесь отмены рабства, вы сможете затем добиться демократии. Опять же, миф состоит в том, что то, что было достигнуто, является основой для будущих достижений. Мое наблюдение за историей состоит в том, что это не относится к цивилизации. Конечно, я всячески поддерживаю достижения цивилизации, вроде эмансипации женщин и гомосексуалистов и отмены пыток, но все это можно легко отмести снова.

Я понимаю. Итак, была предполагаемая отмена пыток в США, но она снова вернулась в Гуантанамо-Бей и Абу-Грейб.
Точно. Были подлинные достижения в этике и политике, но они были потеряны в одно мгновение. А запрет на пытки был, как известно, « ослаблен » Джорджем Бушем-младшим и его бандой в величайшей в мире демократии, а не какой-то малоизвестной диктатурой. Еще в феврале 2003 года, перед вторжением в Ирак, я опубликовал поддельную статью под названием « Скромное предложение » в стиле Джонатана Свифта. Основываясь на реальных событиях в либеральной политической теории того времени, я утверждал, что пытки будут необходимы как инструмент в борьбе за права человека во всем мире.

Каковы были реакции?
Люди находили это нелепым, извращенно человеконенавистническим и пессимистичным. Даже те, кто воспринял это как сатиру, какой она, конечно, и была.

Типичное либерально-гуманистическое возмущение. Некоторые темы просто неприкосновенны.
Однако менее чем через год появились фотографии пыток в Абу-Грейб. Нетрудно было предвидеть, что это произойдет, — поэтому очень легко забывается это великое достижение необходимого запрета пыток. Что-то вроде пыток, совершенно за пределами цивилизации, в любой момент может стать перенормированным.

Я иногда думаю о нас, людях на Западе, как о мастерах самообмана.
Да, конечно.

Мы считаем себя высокоэтичными. Делайте покупки в правильном магазине, и вы чувствуете, что спасаете мир, но одежду, которую мы носим, ​​производят наемные рабы из стран третьего мира. Мы только отдали рабство на аутсорсинг, мы его не запретили.
Да, мы изменили название и передали его на аутсорсинг. И мы сделали то же самое с загрязнением. Мы передали сильное промышленное загрязнение в Китай и Индию, чтобы быть очень чистыми. Но они производят товары, которые мы на самом деле используем. Я чувствую то же, что и вы, но я бы не назвал это лицемерием, потому что лицемерие предполагает, что мы действительно знаем, что такое правда.

Так что еще хуже — полный бред.
Вспомните Тони Блэра. Люди считают его лжецом, но я считаю, что это слишком большой комплимент. Я думаю, что ему не хватает нравственного развития, чтобы заниматься ложью. Что бы он ни говорил, он верил. Другой пример: многие левые политические деятели считают интервенцию Запада в Ираке, Ливии и Афганистане скрытым захватом ресурсов. Но многие люди — обозреватели, политики и, конечно же, Блэр — считают, что на самом деле они продвигают просвещение и прогрессивные ценности во всем мире.

Вы не думаете, что это скрытый империализм?
Нет, потому что это делается с искренней верой в то, что их убеждения — это убеждения мира. Они предполагают, что западные страны, несмотря на большие проблемы, которые у них есть, являются смыслом истории. Это миф. У западных стран есть много достоинств — мы ведем этот разговор, чего мы не могли бы вести во многих других частях мира, — но у них также есть большие трудности. За каждым мифом стоит это требование смысла жизни.

Но людям нужен смысл жизни.
Я не отрицаю, что мы, человеческие существа, можем сами создавать смысл, но не существует окончательного смысла, вписанного во вселенную или в историю. Мой совет людям, которым нужен смысл, выходящий за рамки того, что они могут создать, — присоединиться к религии. В целом, это более старые и мудрые мифы, чем светские мифы вроде прогресса.

Могли бы вы сказать, что миф о прогрессе сам по себе является своего рода религией?
О да, это так. Наши светские мифы — это просто религиозные мифы, разлитые по бутылкам, но из которых удалено большинство хороших вещей.

Так в этом смысле современный атеизм тоже религия?
Атеисты всегда краснеют, когда я называю атеизм религией. Если атеизм означает то, что он должен означать — неприменение концепции Бога, — тогда в этом смысле я атеист. Но я не евангелист. Тот факт, что по Лондону ходили автобусы, говорящие: «Возможно, Бога нет», совершенно нелеп. Вы определенно можете назвать атеистов религиозными, когда они проповедуют и пытаются обратить мир в свою веру.

Всегда ли они успешны?
Нет. Самые большие обращения, происходящие в настоящее время, — это обращение африканцев в ислам и многих китайцев в христианство. Так что атеизм по сравнению с этим — шутка истории. То, что мы видим сегодня, — это скорее огромная экспансия традиционной религии. Атеизм — медийное явление.

Обратимся к другому современному мифу: счастью. Недавно я был на одном выступлении под названием «Спасет ли счастье мир?»
Это прекрасно.

Разве мы не должны просто давать прозак всем, чтобы все были одинаково счастливы?
Я не думаю, что счастье — в современном смысле — вообще разумная цель. Потому что, когда целью является счастье, есть риск, что люди станут более осторожными и менее предприимчивыми, чем они были бы. Счастье — это миф об удовлетворении. Считается, что если вы устроите свою жизнь определенным образом, то у вас будет определенное состояние ума. Но я думаю, что более интересный и полноценный образ жизни — это просто делать то, что вам интересно, потому что вы никогда не знаете заранее, будете ли вы удовлетворены или нет.

И все же так много людей пытаются рассчитать свою жизнь и воспринимают себя как машины, способные к оптимизации.
Да, люди, похоже, хотят иметь возможность управлять своим психическим состоянием. И, как вы говорите, если вы начнете это делать, то это будет быстрый шаг к химическому машиностроению. Как мы знаем, в Америке и других странах используется огромное количество антидепрессантов, которых люди не принимали в прежние времена. Значит ли это, что они все время были в депрессии?

О да, определенно.
Я уже называл прогресс прозаком думающего класса. Мне часто говорили: «Если бы я не верил в прогресс, я бы не смог вставать по утрам». Но поскольку вере в прогресс всего около 200 лет, я обычно спрашиваю их: «Что люди делали до этого? Все время лежать в постели?

Это наследие эпохи Просвещения. Все, что было до этого, было просто темными веками.
О, да. Вся история человечества вплоть до эпохи Просвещения была для нас прелюдией. Это совершенно абсурдно. Просвещение хотело бы, чтобы все, кто жил до него, — такие люди, как Шекспир, — были неразвитыми людьми. Сторонникам Просвещения и идеи прогресса нравится думать, что они являются важной главой в этом обширном историческом повествовании. На самом деле этого повествования не существует. Это довольно глупая фантастика.

Не шизофренична ли вера в то, что все наладится и что сейчас мир движется к благословенному конечному состоянию, в том смысле, что мы на самом деле живем в глубоком кризисе с 1970-х годов?
Быстрое движение технического прогресса создает иллюзию прогресса. Телефоны постоянно становятся лучше, меньше и дешевле. С точки зрения технологий, наша повседневная жизнь постоянно меняется. Это дает людям ощущение, что в цивилизации произошли перемены. Но во многих отношениях ситуация ухудшается. В Великобритании упали доходы и ухудшается уровень жизни.

И достижения в области технологий не означают, что в общем и целом все становится лучше.
О, абсолютно. Технический прогресс обоюдоострый. Интернет, например, более или менее разрушил конфиденциальность. Все, что вы делаете, оставляет электронный след.

Некоторые люди даже хотят, чтобы их разум был перенесен в Интернет, чтобы стать бессмертным в цифровом виде.
Это своего рода движение в пути, но также совершенно абсурдно. Даже если бы можно было загрузить весь свой разум на компьютер, это были бы не вы.

Кажется, существует широкое непонимание того, что значит быть собой.
Да. Вы не выбрали быть самим собой. Ты незаменим. Ты — уникальность. Мы такие, какие мы есть, благодаря жизни, которая у нас есть. И это включает в себя наличие тела, рождение и смерть.

Особенно умирать.
Да, особенно. Многие современные явления, вроде веры в прогресс, на самом деле являются попыткой уйти от реальности смерти. В действительности каждая из наших жизней единственная и окончательная; нет второго шанса. Это не репетиция. Это настоящая вещь. Очень легко избежать этой реальности с помощью религии, но я не презираю ее — если это то, что вам нужно, тогда все в порядке. Что я действительно презираю, так это появление религиозных потребностей у людей, которые презирают религию. Но не сами потребности.

Загружать себя в киберпространство очень похоже на попадание в рай после смерти.
Я не живу своей жизнью на основе религии и вообще не подписываюсь под ней. Но идея о том, что люди будут воскрешены из мертвых в конце времен, более правдоподобна, чем виртуальное бессмертие, потому что это должно быть таинственным — это должно быть чудом и необъяснимым. В этом смысле это более правдоподобная точка зрения, чем эта совершенно нелепая чепуха о загрузке нашего разума в киберпространство. Я имею в виду, какова реальность киберпространства? Кибер война. На самом деле за всеми этими разговорами о виртуальном бессмертии стоит христианское мировоззрение.